По сложившейся традиции, сегодня 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в Богучанском краеведческом музее имени Д. М. Андона прошел ряд памятных мероприятий, посвященных этому трагичному периоду в истории нашей страны.
На митинге, среди множества значимых слов, директор музея Степан Метляев озвучил очень точную, подходящую моменту, фразу: «И вспомнить страшно, и забыть нельзя». И нам всем очень важно, как можно дольше сохранять и приумножать историческую память, какой бы она не была.
После возложения цветов к стеле жертвам репрессий, встреча продолжилась в стенах музея. Вновь собравшимся была представлена удивительная история судьбы Василия Гуковского – последнего настоятеля Петропавловского храма Богучан.
Директор музея на каждой подобной встрече особенно подчеркивает, что в первую очередь необходимо помнить и знать историю нашей малой родины, наших земляков-ангарцев – стойких, крепких духом, волевых односельчан.
История Василия Гуковского очень яркий пример трагичности и зачастую несправедливости прошедшего исторического периода. Настоятель Петропавлоского храма несмотря на нестабильную политическую обстановку, происходящую в стране, бедственное положение большинства жителей, был крепко предан вере и, благодаря своим личностным качествам, имел весомый авторитет и доверие среди населения. И во время становления Советской власти, когда Русская Православная Церковь была подвергнута гонениям, даже в самые острые периоды столкновений новой власти и прежней, в том числе, и в нашем селе Василий Гуковский отважно и самоотверженно продолжал нести службу в храме. Жизнь настоятеля печально оборвалась, вероятнее всего без суда и следствия. Но жернова политических репрессий коснулись и других членов семьи Василия Гуковского. Вдова настоятеля осталась практические без каких-либо гражданских прав, а его дети через всю жизнь пронесли отпечаток клейма «врага народа».
Любые страницы истории важно перечитывать, беречь и продолжать писать свою, уже с чистого листа, на основе опыта предыдущих поколений, пусть даже этот опыт и был трагичным.