Рубрики
Новости

Особенности празднования Масленицы в Приангарском крае в 19 — начале 20 вв.

Масленица развернулась во всей своей красе!🌞
И в пору рассказать вам о некоторых особенностях празднования Масленицы в Приангарском крае в 19 — начале 20 вв.

Поделиться

Дорогие друзья! 

Масленица развернулась во всей своей красе!

И в пору рассказать вам о некоторых особенностях празднования Масленицы в Приангарском крае в 19 — начале 20 вв.

Всем нам известно, что Масленицу полагается отмечать весело и обильно. Поэтому Масленицу и называют «широкая», «обильная», «разгульная».

В древности празднование масленицы растягивалось на длительный период. Но к концу XIX – началу XX вв. сроки праздника сократились, варьируясь по регионам от недели до одного дня.
В Приангарских селах Мотыгино, Богучаны, Бедоба Масленницу праздновали три дня.
Согласно экспедиционным данным, в начале 20 в в ангарском селе Богучаны Масленицу отмечали с пятницы, а в соседних деревнях Заледеево и Пинчуга празднование начиналось с субботы; также с субботы праздновали Масленицу в деревнях современного Кежемского района.

«Праздновали три дня. У нас вся неделя маслена, а праздновали три дня: пятница, суббота. Воскресенье – целое гулянье». (Бедоба, Богучанский район).

«До четверга работали, вечером баню топили, а остальные три дня гуляли и катались на лошадях. Вся деревня ездила на конях. Двойки, тройки запрягали с колокольчиками… К Масленице девушки всегда выходили замуж». (Болтурино, Кежемский район).

«Масленицу справляли два дня: субботу и воскресенье. В субботу на лошадях катались ребятишки, а в воскресенье – взрослые. На Масленицу у нас не наряжались и песен не пели, по вечерам устраивали вечерки». (Заледеево, Богучанский район).

«Масленица – два дня: суббота и воскресенье. В субботу в бане моешься, стряпаешь, к празднику готовишься, отдыхаешь. А в воскресенье по улице в кошевах гоняют. Коней украшают красиво, как в Троицу. В субботу пекли блины и «орехи». В праздник чтобы готовое есть». (Яркино, Богучанский район).

Некоторые исследователи считают, что длительность празднования сократилась под влиянием церкви. Но, думается, этот процесс был обусловлен рядом причин, и в частности, – уменьшением веры в магическую силу обрядовых действий. Свою роль сыграл и напряженный трудовой ритм жизни сибирского крестьянина, заставляющий дорожить каждым днем работы. В этом мировоззренческом и трудовом контексте сокращение праздничных дней было закономерным. Хотя жители нашей губернии знали, что идет масленичная неделя, единственным обрядовым действием было катание с ледяных гор. До начала реального празднования мужчины выполняли обычную работу, а женщины заготавливали огромное количество еды.

Несмотря на сокращение сроков, Масленица повсюду в России была одним из самых любимых праздников, какой и остается в наше современное время.

Источник: «Сибирская Масленица: фольклорно-этнографические материалы. Семантика обрядовых действий». Составитель Н.А. Новоселова. – Красноярск, 2010г.р

#бкма#светописьангарья#культурарф#культуракрасноярья#богучанскийрайон#нижнееприангарье#масленица#енисейскаягуберния

Поделиться